Коллектору можно… что?

Когда заемщик затягивает с погашением кредита, а банк не может добиться возврата денег, к делу приступают специально обученные люди – коллекторы.

Подключение третьих лиц в отношения банка и клиента – крайне нежелательный сценарий. Куда лучше договориться с кредитором напрямую. Не исключено, что финансовая компания пойдет на компромисс – пересмотрит график платежей, например. Но, если решением вопроса уже занялись коллекторы, надо быть готовым к общению с ними.

Коллекторы и требования к ним

В любом кредитном договоре есть пункт о согласии заемщика на передачу долга третьим лицам. Третьи лица – и есть коллекторы. Это специалисты по возврату просроченной задолженности.

Кредитор – банк или микрофинансовая организация – может привлечь только одно коллекторское агентство.

Чтобы добиться своей цели – убедить заемщика погасить кредит – коллектор проводит с должником переговоры и применяет другие допустимые законом меры воздействия.

Коллектор может выступать:

  • посредником, то есть представлять кредитора;
  • в собственных интересах – если перекупает долг.

Когда коллектор перекупает долг заемщика, условия по кредиту остаются прежними. При этом должник может заключить новый договор – уже с коллектором. Если получится, то на более мягких условиях.

Заниматься такой деятельностью имеют право только организации, включенные в государственный реестр, который ведет Федеральная служба судебных приставов. Список можно посмотреть здесь. На конец марта 2019 года в нем было 248 компаний.

О привлечении коллектора кредитор обязан предупредить должника в течение 30 рабочих дней. До получения официального уведомления клиент вправе отказаться от общения с коллектором.

Когда коллекторам запрещено требовать долг с заемщика?

У коллекторов нет права требовать возврата денег, если должник:

  • лечится в стационаре;
  • недееспособен;
  • инвалид первой группы;
  • несовершеннолетний (если суд или орган опеки не признал его полностью дееспособным – эмансипированным несовершеннолетним);
  • начал процедуру банкротства (при таком развитии событий связанными с задолженностью вопросами займется назначенный судом финансовый управляющий).

Само собой, потребуется подтверждение – оригиналы справок, выписок, других документов.

Здесь следует понимать, что эти причины остановят коллекторов: они не будут донимать должника звонками и письмами. Не более того. Долг останется и будет расти за счет процентов, штрафов и пеней. Взыскать его кредитор может через суд.

Правила для коллекторов

Вседозволенность специалистов по возврату просроченных кредитов уже в прошлом. В январе 2017 года вступил в силу закон, ограничивающий действия коллекторов при работе с должниками. С этого времени коллекторы обязаны придерживаться главного правила – не навредить должнику.

Что можно?

Коллектор имеет право звонить и отправлять письма должнику, видеться с ним и общаться с его родственниками или знакомыми. Определенное количество раз и в конкретные часы.

В телефонном разговоре сотрудник коллекторского агентства обязан назвать свои имя и фамилию, кредитора, от имени которого действует. Звонить должнику можно:

  • один раз в сутки, два раза в неделю и восемь раз в месяц;
  • с 8.00 до 22.00 в будни, с 9.00 до 20.00 в выходные и праздничные дни.

Почтовые, текстовые и голосовые сообщения должны содержать:

  • название коллекторского агентства и кредитора;
  • номер контактного телефона коллектора;
  • напоминание о просроченной задолженности (без указания размера).

Отправлять сообщения разрешено не чаще:

  • двух раз в сутки, четырех раз в неделю и 16 раз в месяц;
  • с 8.00 до 22.00 с понедельника по пятницу, с 9.00 до 20.00 в субботу, воскресенье и праздничные дни.

Допустима личная встреча коллектора и должника. Один раз в неделю. Не чаще.

В рамках закона и общение специалиста по возврату долга с родственниками и знакомыми заемщика, если тот дал согласие. Но родственники и друзья вправе отказаться от общения с коллектором, даже устно. Если заемщик не желает, чтобы о его финансовых проблемах узнали близкие, он может отозвать свое согласие. Для этого надо подписать соответствующее заявление на имя кредитора или коллектора.

Что нельзя?

Коллектор не имеет право:

  • оказывать психологическое давление на должника;
  • угрожать ему или применять силу;
  • причинять вред имуществу заемщика;
  • дезинформировать его – предоставлять ложную информацию о сумме долга, сроке погашения, представляться сотрудником госоргана;
  • запугивать подачей иска в суд или заявлением в правоохранительные органы;
  • раскрывать размер долга заемщика третьим лицам;
  • скрывать свой номер телефона и e-mail.

За нарушение правил работы с должником, оскорбление и нанесение ему любого вреда коллектора могут оштрафовать на сумму до 2 млн рублей.

Куда жаловаться?

В какую именно инстанцию подавать жалобу, зависит от характера нарушения.

  1. ФССП подключится, если закон преступил коллектор – звонил чаще, чем положено или по ночам, давил на должника и т.п. Обвинение в превышении полномочий придется доказать. В качестве доказательства подойдут запись разговора с коллектором на диктофон (чтобы зафиксировать угрозы или давление) и распечатка детализации звонков от оператора сотовой связи (с номером телефона абонента, датой и временем вызова).
  2. ЦБ будет разбираться, если банк или микрофинансовая организация вовремя не уведомили должника о том, что передали долг коллектору. Жалоба подается через интернет-приемную на сайте cbr.ru.
  3. В полицию следует обратиться при угрозах жизни и здоровью, причинении материального ущерба.
Добавить комментарий